Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 352
Просмотрено статей : 595079
Освящение храма-палатки в День святой Троицы в местечке Тоица-Переволок
06.06.11 09:24

12 июня 2011 года в День святой Троицы в местечке Троица-Переволок (деревня Климова гора Осташковского района Тверской области)  будет освящен храм-палатка рядом с разрушенной Троицкой церковью, также пройдет литургия и вечерняя служба.

Богослужение в храме-палатке пройдет в поддержку Большого Волжского Крестного хода, девиз которого в этом году:  «За жизнь, здоровье и прочную семью». Крестный ход призван обратить внимания общественности на проблемы института семьи, на то, что в современном мире семья утратила значение важнейшего фактора жизни государства. Сегодня часто распадаются семьи, в мире множество неполных семей, где отсутствует один из родителей, кроме того, многодетные семьи – редкость. А ведь наши предки считали, что  семья – главная составляющая рода, а значит, и государства:  «Когда семья вместе, и сердце на месте», «Когда нет семьи, так и дома нет». Ведь семья – это малая церковь. Спасем семью – спасем Россию.

Храм-палатка будет поставлен в одном из красивейших мест озера Селигера. Освоение этих земель имеет достаточно почтенную историю. Местность называлась Переволока потому, что в древности тут проходил волок, где суда волокли из одной части озера в другую узким, шириной не более полукилометра, перешейком, которым полуостров соединяется с материком. Обогнуть полуостров на веслах или под парусами, когда дует встречный ветер, не так-то просто, долго, а порой и опасно. Было гораздо проще перетащить ладьи с плеса на плес. С появлением Троицкого храма, который выстроили у самого перешейка, место стало называться Троица-Переволока.

Троицкая церковь (Троицы на Переволоке) в деревне Климова гора Осташковского района Тверской губернии – объект культурного наследия регионального значения. Она расположена в северной части озера Селигер. Поставленное на узком перешейке здание издалека просматривается с озера и окрестных островов, что делает его неотъемлемой частью пейзажа.

В архитектуре Троицкой церкви сочетаются позднеклассицистические детали и псевдовизантийские.

На сегодняшний день здание находится в полуразрушенном виде. Над всеми частями отсутствуют кровли, на сводах растут деревья. Интерьер церкви полностью утрачен. В таком виде церковь существует достаточно долгое время; уже в 1975 году при составлении паспорта на памятник авторы отметили её плачевное состояние.

Известно, что полуостровом Коровье Нилова пустыня владела «с 1687 года по грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни благоверныя царевны и великия княжны Софьи Алексеевны».

Территория полуострова составляла 73 десятины 509 квадратных саженей, из которых 32 десятины в 1778 году Межевой конторой было отписано церкви Троицы на Переволоке, остальную землю приход этой церкви арендовал у Ниловой пустыни. В конце XVIII века отмежёванные Троицкой церкви земли пытались присвоить себе помещики Сухарев, Левшин и Гурьева, но незаконность их притязаний была определена судом и, в конце концов, весь полуостров «под одним названием остров Коровье» был закреплён за Ниловой пустынью. В результате чего приход Троицкой церкви в погосте Переволока остался без земли и в 1799 году обращался к тверскому архиепископу Павлу с просьбой снабдить их землею или ругой.

Построение первой деревянной церкви предание связывает с обетом, данным купцом, которому удалось спастись в шторм, настигший его в этом месте в день Троицы.

Согласно документам начала XIX века, последнюю деревянную Троицкую церковь выстроили в 1700 году. Это был однокомплектный храм, в приходе которого к тому времени  насчитывалось 166 дворов.

В конце 1810-х годов указом из Тверской духовной консистории предписано было «деревянную церковь приходящую в ветхость и состоящую на земле, принадлежащей Ниловой пустыне снести и построить вместо оной вновь каменную на другом способном месте с отводом под оную для священноцерковнослужителей одного комплекта положеннаго числа десятин». Однако обстоятельства не позволили сразу начать строительство нового каменного храма. И деревянная постройка 1700 года простояла ещё не одно десятилетие.

В 1825 году прихожане обращаются в Духовную консисторию с просьбой разрешить им починку крыши и обновление церковной утвари в старой деревянной церкви, мотивируя свою просьбу отсутствием средств  вследствие неурожаев нескольких лет. Разрешение они получили. И кто знает, сколько времени понадобилось бы прихожанам, чтобы заменить обветшавший храм, но вмешательство стихии подтолкнуло события. 13 мая 1846 года церковь сгорела со всем имуществом. Прихожане устроили временную часовню и озаботились возведением каменного храма. Ктитором церкви был выбран помещик из старинного русского дворянского рода, восходящего к XV веку, капитан 2 ранга императорской шхуны Василий Павлович Шишмарев. Подрядчиком стал осташковский мещанин Павел Сергеевич Толстяков.

Строительство началось в 1848 году, а освятили церковь с  одним престолом во имя Живоначальной Троицы в 1852 году. Среди архивных дел по Троицкой церкви много выбывших, но их названия и даты позволяют восстановить некоторые эпизоды из строительной истории храма. В 1873 году была устроена духовая печь, в 1879-м крышу покрыли железом, а в 1891-м её снова ремонтировали. Внутренние ремонтные работы производились в 1881 и 1898 годах. В 1896 году устроили новые печи и выкрасили стены в церкви.

В 1879 году приход обращается в Консисторию с просьбой разрешить покупку колоколов . Описание колоколов сохранилось в Метрике, составленной в 1887 году: «Всех колоколов 5-ть. Приобретены в 1880 г.  На большом в 65 пудов имеется следующая надпись: Сей колокол слит старанием свящ. П.Воскресенскаго и церков. старосты Якова Иванова».

Составлявший Метрику священник описал иконостас церкви следующим образом: «Иконостас деревянный украшенный резьбою с четырьмя гладкими колоннами позлащенными червонным золотом и по гладким местам окрашен голубцем. Царския двери позлащенныя червонным золотом, над ними в сиянии Дух Святый».

Семейство Шишмарёвых, сыгравшее в середине  XIX века главную роль в деле строительства новой каменной церкви, и впоследствии не оставляло храм своим вниманием - Наталья Павловна Шишмарёва завещала причту «за труд на поминовение» проценты с непрерывно-доходного билета Государственного банка  в 450 рублей.

В середине XIX века причту принадлежала часовня на кладбище и деревянная «караулка».  К 1880 году часовню, по всей видимости, разобрали, что не удивительно, так как её поставили на время строительства храма, и сохранялась лишь деревянная сторожка. Документы начала XX века фиксируют уже несколько дворовых построек, принадлежащих Троицкой церкви: деревянная на каменном цоколе сторожка с сенями  при церкви, бревенчатый двор и деревянный бревенчатый сарай на семи кирпичных столбах. При составлении страховой оценки эти строения подробно описаны.  В 1903 году вокруг кладбища возвели ограду. К югу от храма, на расстоянии 20 саженей, находилась церковно-приходская школа.

Среди невосполнимых утрат необходимо отметить церковную библиотеку, регулярно пополнявшуюся выпиской новых книг.

Но до сих пор Троицкая церковь является одним из ярких примеров того, как здание может сродниться с пейзажем, стать неотъемлемой его частью, не только вписавшись в него, а органично закончив творение природы.

Редакция сайта «Голос совести»

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com