Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 354
Просмотрено статей : 782566
Такой России кризисы не страшны
24.03.09 10:12

По результатам опроса российских предпринимателей – владельцев и топ-менеджеров частных компаний, проведенного ВЦИОМ в 40 субъектах страны еще год назад (когда кризиса и в помине не было), оптимистов среди них оказалось только 13%. «Сложно» и «очень сложно», по их мнению, начать дело с нуля. Сохранить его, как показывает жизнь, еще сложнее.

Проблемы взаимоотношения бизнеса и государства, основными из которых являются коррупция на всех уровнях власти, налоговая политика, незащищенность прав собственности, неэффективность государственного управления и судебной системы, не исчезают и не уменьшаются, несмотря на лозунги, президентские призывы, правительственные решения и кипучую деятельность облеченных властью госчиновников.

Неуверенность в завтрашнем дне, шаткость положения – постоянное ощущение не только владельцев, но и сотрудников частных компаний. Отличительная особенность последнего времени: чем успешнее работает компания, тем больше тревога ее сотрудников. «Если хозяйство успешно и рентабельно, ждите, что к вам придут» - подтверждает Геннадий Гудков, депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета ГД по безопасности.

Рейдерство и коррупция – «близнецы-братья». В этом убедились и продолжают убеждаться тысячи лишающихся работы граждан страны. Отобранные, перепроданные, разрушенные предприятия наносят ущерб не только экономике, но и в очередной раз выбивается почва из-под ног людей, мужественно переживших перестройку и нашедших себя в новых экономических условиях. Рейдерство, уже давно признанное преступлением, в условиях кризиса, – преступление вдвойне, и не только против граждан страны, от него страдающих, но и против безопасности самого государства, т.к. подрывает и без того неустойчивую экономику.

По статистике, ежегодно в России рейдерским атакам подвергается свыше 7 тыс. предприятий. Одно из них - грузовой оператор аэропорта Шереметьево – ОАО «Шереметьево-Карго», ведущее борьбу с рейдерами от государства уже ни один год, но еще надеющееся на справедливость. Свидетельство тому – открытые письма, которые руководство и коллектив компании адресовали в апреле 2008 года двум президентам, но,  не дождавшись реакции, в августе писали министру экономического развития РФ Э.С.Набиуллиной и руководителю Федерального агентства по управлению госимуществом Ю.А.Петрову. Причина обращения все та же: разобраться в интриге, которая развернулась вокруг предприятия, и дать возможность работать, выполняя взятые на себя не только производственные, но и социальные обязательства.

Ответа опять не последовало. Предприятие продолжает бороться, тем более что ситуация уже вызвала широкий общественный резонанс: проблемой заинтересовались журналисты и общественность, искренне недоумевающие, зачем рушить стабильно функционирующее предприятие, тем более в условиях кризиса, захлестнувшего страну.

Немного о «Шереметьево-Карго»

Что известно сейчас об ОАО «Шереметьево-Карго»? Да, крупнейший авиационный грузовой терминальный комплекс России. Да, лучший и наиболее конкурентоспособный, судя по многочисленным оценкам российских и зарубежных партнеров и специалистов. Предприятие, ежегодно обслуживающее более 50 тысяч рейсов почти 60 российских и международных авиакомпаний, грузооборот в 220 тыс. тонн, все посольства и представительства иностранных государств в РФ. Предприятие, даже в условиях свирепствующего в мире кризиса продолжающее разработку и продвижение инновационных проектов, способных вывести российский транспортно-логистический бизнес на современный международный уровень.


Такое оно сейчас. Но мало кто знает, сколько сил, энергии и желания потребовалось руководству и коллективу предприятия, чтобы превратить доставшийся полуразрушенный грузовой комплекс в лидирующий терминальный комплекс, современный и технологичный до такой степени, чтобы стать предметом неослабевающего интереса рейдеров.


История компании аналогична историям многих предприятий, начавших свою деятельность после развала страны в 90-е, выживших и создавших себе достойную репутацию, обеспечивающих людям работу, а стране немалые налоговые отчисления, и  ставших жертвой беспредела, продолжающегося, несмотря на уверения руководителей, в стране.

В 1990 году, согласно договору аренды  с Центральным Управлением Международных Воздушных Сообщений (ЦУМВС) ГА, ОАО «Шереметьево-Карго» (тогда еще Арендному предприятию АГК Шереметьево-2) были переданы в аренду производственные фонды, включая здания, сооружения, оборудование, машины и земельный участок, границы которого были определены и согласованы. Позднее, в 1994 году, решением трудового коллектива предприятие было приватизировано и преобразовано, на основе аренды, а Открытое акционерное общество (в соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 14.10.1992 № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»). При этом акционерами общества стали не отдельные лица, а весь трудовой коллектив – более 1200 человек. При этом акции распределялись согласно количеству лет, отработанных сотрудником на предприятии.

Несмотря на предложение государства в 90-е годы «Берите и владейте», взять оказалось не так-то просто. Генеральный директор ОАО «Шереметьево-Карго» Владимир Иванович Новиков, единогласно выбранный и бессменно руководящий комплексом почти 20 лет, до сих пор грустно улыбается, вспоминая о чемоданах документов, которые пришлось собрать для того, чтобы провести оформление в соответствии с законодательством, сколько кабинетов обойти и сколько собрать чиновничьих подписей! Забегая вперед, скажем, что не меньшее количество разнообразных справок и документов приходится иметь и сейчас, чтобы уже не первый год защищать свое предприятие.

Да и владеть тоже оказалось не просто. Заместитель Генерального директора Владимир Воронин вспоминает: «Когда мы начинали работать на рынке грузовых авиаперевозок, шёл 1991 год - в то время страна переживала кризис практически всех систем, начиная от институтов власти, реструктуризации экономики и заканчивая переоценкой жизненных ценностей миллионами наших сограждан. Разумеется, всеобщий кризис не миновал и транспортную систему. Получив от СССР в наследие грузовой терминал аэропорта Шереметьево, к тому времени уже изрядно потрёпанный, мы столкнулись с необходимостью проведения собственных комплексных исследований. Рассчитывать на то, что какое-нибудь НИИ подготовит для нас проект реконструкции обветшалых зданий и строительства новых складских помещений, подготовит информационно-технологическое оснащение или проведёт исследование рынка – уже не приходилось, т.к. научная транспортная инфраструктура, столкнувшись с реалиями дикого капитализма, фактически умерла. Государство прекратило финансировать науку, и высококвалифицированные специалисты были вынуждены в поисках хлеба насущного покинуть стены институтов».


Отдавая должное дальновидности руководства предприятия, следует отметить, что именно в тот момент ОАО «Шереметьево-Карго» и начало собирать под своим крылом тех самых высококвалифицированных специалистов, ставших впоследствии его творческим потенциалом.


Руководство и сотрудники компании трудились все эти годы, не покладая рук – целью была не только обработка максимального количества груза, но и расширение технических и технологических возможностей предприятия: создавались и укомплектовывались новой техникой подразделения компании, разрабатывались и внедрялись корпоративные информационные системы, обеспечивающие управление грузовым комплексом, увеличивался и совершенствовался спектр предоставляемых услуг. Заметим, никто свыше это не субсидировал – все инновации оплачивались из заработанных денег. Но дело того стоило.

Вложения принесли желаемый результат – отзывы клиентов и представителей, инспектирующих деятельность «Шереметьево-Карго» компаний, подтверждают это уже много лет: «… Я повидал много складских помещений, систем безопасности во всех уголках мира и могу с определенной точностью заявить из своего многолетнего опыта, что данная система безопасности аэропорта является поистине выдающейся. Совершенно очевидно, что делаются большие вложения и затрачивается много средств на приобретение оборудования. Посещение произвело на меня впечатление, и я абсолютно уверен в том, что «Chresties» может не беспокоиться – их изящное искусство в хороших и надежных руках. Мои поздравления». Peter Alexander Gwynn, директор по безопасности «Chresties International Worldwide», бывший начальник детективов Скотлэнд Ярда. Это лишь одна из многочисленных оценок предприятия.

Да, грузы на предприятии в надежных руках, так же как и гарантированные безопасность, эффективность и качество, ставшие лозунгом информационно-логистического центра «Аэроград», активно поддержанного «Шереметьево-Карго» в период становления. Впоследствии коллектив предприятия убедится еще не раз: разумная помощь, вовремя оказанная поддержка вызывают ответную реакцию. Сейчас ИЛЦ «Аэроград», для испытания новаторских проектов которого «Шереметьево-Карго» стал основным полигоном (и впоследствии занял благодаря этому лидирующее положение в отрасли), является одним из основных защитников предприятия, подвергающегося сейчас незавуалированной рейдерской атаке.

Вообще, фраза «Поддержим отечественного производителя» - доминирующая в деятельности предприятия. Руководство компании, в которой нет ни одного иностранного акционера, отдавая должное зарубежным разработкам, все же придерживается мнения, что у России свой путь, своя специфика, и кто, как не отечественный разработчик, сможет удовлетворить требования отечественного потребителя. Тем более что российская научная школа всегда была лидирующей – недаром Запад в свое время приветствовал миграцию российских умов, с которыми так бездумно расставалась перестроечная страна. А «Шереметьево-Карго» эти умы задерживало, гарантируя не только занятость, не только достойные заработки, но, что гораздо важнее, – чувство востребованности на Родине.

И вот, когда благодаря мощному творческому потенциалу, саккумулированному на предприятии, благодаря огромной трудоспособности и, конечно, желанию, было налажено производство, сохранность груза стала стопроцентной, а качество и скорость обслуживания позволили компании завоевать доброе имя и достойную репутацию – предприятие и стало уже всерьез ощущать откровенное препятствование деятельности со стороны государственных органов. Органов, в прямую обязанность которых входит как раз обратное, – помогать.

Кому предприятие мешает?

Как ни странно, но основным оппонентом предприятия в последние годы стало само государство в лице его чиновников, облеченных неограниченной властью и имеющих личные интересы в московском аэропорту Шереметьево – главном конкуренте «Шереметьево-Карго» в обработке грузов. Сначала успешное предприятие пытались подмять «по-доброму», навязывая откровенно невыгодные условия сотрудничества. Когда же министерство по антимонопольной политике поддержало «Шереметьево-Карго», действия конкурентов стали гораздо жестче. Повод был выбран отличный – не решаемый более 10 лет вопрос о территориальной принадлежности аэропорта Шереметьево. Многие годы он принадлежал Москве, и все организационно-правовые мероприятия с момента создания и до последнего времени осуществлялись в столичных органах власти и управления. Но в 1999 году губернатор Московской области своим Постановлением включил земли в границы муниципального образования «Химкинский район» Московской области. Сейчас территория в районе аэропорта Шереметьево одновременно включена в границы двух субъектов Федерации, что установлено законодательными актами и г.Москвы (Закон г.Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 «О территориальном делении г.Москвы») и Московской области (Постановление Губернатора Московской области от 2 августа 1999 г. N 275-ПГ «Об установлении границы муниципального образования "Химкинский район"). Аэропорт Шереметьево, перерегистрировавшись в Подмосковье, сразу получил поддержку в лице незамедлительно введенных в Совет директоров МАШ высших должностных лиц области и сначала опротестовывал договор аренды ОАО «Шереметьево-Карго», а теперь пошел дальше и требует уничтожения предприятия. Многочисленные судебные иски, инициированные руководством МАШ (выступающим, как правило, третьим лицом в судебных процессах) подаются от лица госструктуры – Росимущества, а чиновники, иски подписывающие, являются или являлись на тот момент по совместительству членами совета Директоров МАШ. При этом никого не смущает абсурдность исков: от «Шереметьево-Карго» требуют сноса 29 зданий и сооружений на основании незаконности построек, среди которых даже основное здание грузового терминала, построенное и торжественно открытое задолго до основания предприятия, еще в 1985 году! Строительство же остальных построек было согласовано и произведено согласно закону. Никого не смущает, что в случае признания исков предприятие просто перестанет существовать – рухнет инфраструктура, конкурентоспособная на международном и внутреннем рынках услуг по обслуживанию авиакомпаний и грузовой клиентуры, а более тысячи жителей Москвы и Подмосковья останутся без работы. Что сможет предложить им государство в период усиливающейся в стране безработицы, кроме нищенского пособия? Но это не волнует ни  членов правительства Подмосковья, ни ответственных чиновников Минэкономразвития и  Росимущества, ни даже министра транспорта И.Левитина – председателя совета Директоров МАШ, откровенною поддержку которого при принятии судебных решений даже не пытается скрывать Ген.директор МАШ М.Василенко.

Благополучие сотрудников беспокоит только руководство «Шереметьево-Карго» и его Генерального директора, который, признавая, что с бандитами 90-х, пытавшимися контролировать деятельность предприятия, бороться было легче, чем сейчас с рейдерами от власти, уверен: «С Божьей помощью предприятие создали, с Божьей помощью выстоим».

Конечно, предприятие выстоит, хотя обидно, что все его начинания, цель которых – способствовать тому, чтобы страна (имеющая огромную территорию, колоссальные недра, удачное геополитическое расположение и талантливый народ) опять заняла в мире место, которого  достойна, но которого она лишилась в последнее столетие, встречают противодействие в коридорах власти.

Все предложения и разработки «Шереметьево-Карго», которые напрямую могут влиять на увеличение грузопотока, сохранность грузов, облегчение деятельности всех структур, работающих в аэропортах, высоко оцениваются, но тормозятся. Так, технологические решения, разработанные в содружестве с партнерскими фирмами – не внедряются, все варианты регламентов взаимодействия с таможней – не принимаются, электронный документооборот, обеспечивающий «прозрачность» всех процессов – опробован, одобрен, но не введен. Наверное, «прозрачность» действий нужна не всем. Особенно обидно, что давно поднимаемый руководством предприятия на всех уровнях вопрос транзита через территорию Российской Федерации не рассматривается компетентными органами уже более десятилетия – в результате, деньги уходят из страны в карманы зарубежных перевозчиков. Что ж, значит, это кому-то нужно…

За добро добром и воздастся…

И все же, несмотря на препятствия, откровенно враждебные действия и внешние угрозы предприятие продолжает не только лидировать в отрасли, но и выполнять одну из своих главных задач, сформулированную еще в годы становления: помогать тем, кому еще труднее. Это и стало нравственно-духовной основой успешно проводимой сегодня и социальной, и научной, и производственной деятельности – во главу основных ориентиров развития изначально были поставлены не деньги, а человек. Свои ценности и приоритеты предприятие определило давно – исконная традиция русской благотворительности по отношению к слабым и нуждающимся легла в основу социальной программы «Шереметьево-Карго».  Дети, инвалиды, пенсионеры, ветераны войны и труда, воины-участники локальных войн – в сфере особого внимания предприятия.


Дети – наше будущее. Эта фраза, от частого бездумного употребления подчас теряющая свой смысл, для руководства «Шереметьево-Карго» стала побуждением к реальным действиям: не только по возможности создать этому самому «будущему» счастливое «настоящее», но и  обеспечить жизненные перспективы. Благотворительная программа «Воспитаем будущее вместе» – это целевое финансирование детских домов, интернатов и школ (Краснополянский дом ребенка, Яхромская школа № 3, социальный приют для детей и подростков г. Лобни и др.), создание и развитие детских спортивно-технических клубов, разработанная и реализованная Инновационная учебно-производственная программа «Образование-Профессия-Работа». Целью разработки программы было не только желание отвлечь детей от соблазнов улицы, адаптировать их ко взрослой жизни,  но и обеспечить раннее профессиональное ориентирование и обучение основам различных профессий, давая возможность не только обрести специальность, но и свое место в жизни.

Традиция преемственности поколений, поддержку которой ОАО «Шереметьево-Карго» считает одной из своих гуманитарных задач, получает продолжение в организации встреч молодежи и ветеранов – компания поддерживает давние дружеские отношения с Советом Ветеранов ВВС МВО – героическими защитниками неба Москвы, сражавшимися в Европе, Испании, Китае, Монголии, КНДР, а затем выполнявшими интернациональный долг на Кубе, в Китае, Вьетнаме, Индонезии, Сирии и многих других странах. «Мы благодарим Вас за Победу, за мужество и терпение, за лишения и потери, перенесенные Вами. Мы помним, кому обязаны возможностью мирно жить и растить детей. Будьте счастливы, здоровы и бодры, как тогда, в сорок пятом – ведь Ваш боевой задор всегда вызывает наше восхищение. А мы будем стараться делать все, от нас зависящее, чтобы радость и покой не покидали Вас» - слова благодарности коллектива «Шереметьево-Карго», обращенные к ветеранам в годовщину Дня Победы, не просто слова: проявляемая предприятием забота о ветеранах подтверждает это.

Особая тема: поддержка российских воинов, пострадавших в результате боевых действий в зоне  локальных военных конфликтов. Так обычно называют тех, кто, выполняя свой долг перед Родиной, жертвовал собой. За этими формальными словами – покалеченные души, сломанная жизнь, подорванное здоровье. Вы смотрели в глаза восемнадцатилетних ребят, прошедших Чечню, перенесших ранения и ампутации, лишившихся надежд на завтра? Ребят, которые (и это не редкость!) слышали от чиновников местного масштаба равнодушную фразу: «Мы вас туда не посылали». Ребят, которые отдали стране многое, а взамен часто не получали даже инвалидного кресла?


«Мы благодарим Вас за постоянно оказываемую моральную и материальную поддержку и очень рады, что в нашей стране еще остались люди, которые нас понимают, и делают все возможное, чтобы мы получили достойное лечение. Ваши визиты для нас редкие светлые дни, когда мы видим, что о нас помнят, не оставляя наедине с нашими проблемами и всегда стремятся скрасить наши госпитальные будни» – эти слова из письма тех самых ребят, адресованные руководству компании. Оттого ли, что многие сотрудники предприятия – боевые офицеры, прошедшие в свое время Афганистан, Чернобыль и на себе испытавшие, что это значит: отдать защите Родины молодость и силы, а затем искать себя заново в мирной жизни; или оттого, что просто народ такой подобрался на предприятии – понимающий, что благодарность к героям Отечества нужно испытывать не только 23 февраля и 9 мая - 32 центральный военно-морской клинический госпиталь в Купавне стал местом особой заботы для «Шереметьево-Карго». Это не только материальная помощь, но и духовная: мало купить человеку дорогостоящие протезы - нужно еще и убедить встать на них и продолжать жить. Это не только деньги, это огромная нравственная работа, и лучшая награда за нее – строка из письма «…Вы вернули мне уверенность в жизни». Ради этого, по мнению руководства компании, и нужно зарабатывать деньги – чтобы помогать и делиться. Связь с вышедшими из госпиталя не прерывается и впоследствии - ведь цель не только поставить человека на ноги, но и помочь найти свое место в мирной жизни – а это и помощь в оплате учебы, и в дальнейшем трудоустройстве, это многолетние контакты и поддержка.

Вообще вопрос обеспечения занятости людей с ограниченными возможностями давно и успешно решается предприятием: можно просто помочь человеку деньгами, а можно и дать ему их заработать, отдавая должное его способностям и придавая уверенность в себе. И эти заработанные деньги, как показывает жизнь, ценятся людьми гораздо больше, чем просто оказанная помощь. Кстати, узнав о проблемах, с которыми пришлось столкнуться предприятию, именно эти люди создали сейчас независимый Интернет-проект «Под крылом Шереметьево-Карго» – теперь они оказывают помощь компании, которая в трудные годы помогла им. «Сейчас предприятию, как никогда ранее, нужна наша моральная поддержка, т.к. выстоять в нелёгкой борьбе против несправедливости можно только отчётливо понимая – ради кого и ради чего» – это не просто слова с главной страницы проекта, это безусловное подтверждение того, что за добро добром и воздастся.

Поэтому, пытаясь сохранить основы русской православной культуры, компания активно помогает  в строительстве, восстановлении и реставрации православных святынь, среди которых Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Павельцево, Троице-Сергиев Варницкий монастырь в Ростове, Подворье Соловецкого монастыря, Свято-Введенская Оптина Пустынь и многие-многие другие. На месте снесенного в лихие годы храма, по соседству с «Шереметьево-Карго», по желанию сотрудников и на деньги предприятия в 2002 году был возведен Храм Воскресения Христова – и теперь не только сотрудники, но и местные жители, и случайные прохожие могут придти сюда за помощью и поддержкой. «Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если во дни земной жизни нашей мы отверзали руку свою посильному благодеянию храмам Божьим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь» - слова из благодарственного письма настоятельницы Спасо-Влахернского женского монастыря монахини Параскевы еще раз подтверждают верность выбранных предприятием приоритетов: почитание духовных ценностей, воинской славы, уважение к старикам и посильную помощь нуждающимся, воспитание молодежи в атмосфере добра, теплоты и порядочности.

А пока живы в России православные традиции, пока есть люди, этим традициям следующие, – она непобедима, и кризисы ей не страшны.


 Наталья Мальцева

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com