Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 352
Просмотрено статей : 635817
Владимир НОВИКОВ: «Шереметьево-Карго» это безопасность, эффективность, качество»
19.02.09 08:00

Владимир Иванович Новиков прошел путь большинства советских людей, родившихся после войны и посвятивших жизнь выбранной раз и навсегда профессии. В Шереметьево работает с 1968 года. Выпускник Московского института инженеров гражданской авиации, работал в структуре ЦУМВС на различных должностях, от авиамеханика до заместителя начальника автоматизированного грузового комплекса по техническим вопросам. В1991 году стал исполнительным директором арендного предприятия АГК Шереметьево-2. С1993 года - генеральный директор ОАО «Шереметьево-Карго».

 

(газета «Воздушный Флот» №38/372 октябрь 2008г.)

С каждым годом объем авиационных грузоперевозок, особенно в крупных авиаузлах, неуклонно растет. А значит, постоянно увеличивается нагрузка на грузовые терминалы аэропортов, от грамотной и квалифицированной работы которых зависит в конечном итоге судьба грузооборота целой страны. О том, как работает и развивается один из крупнейших терминальных комплексов России «Шереметьево-Карго», нам рассказал его генеральный директор Владимир Иванович Новиков.
-  Владимир Иванович, Вы являетесь бессменным руководителем «Шереметьево-Карго» вот уже 18 лет. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось? Это читателям будет интересно, ведь о предприятиях подобного рода мы пишем, к сожалению, редко.
-  Все начиналось в 1985 году Именно тогда было построено первое здание терминала "Шереметьево-Карго» и были сделаны первые шаги по преобразованию Центрального управления международных воздушных сообщений ГА (ЦУМВС ГА).
Надо сказать, что объем авиационных грузоперевозок в советский период был на порядок меньше, чем сейчас, а компаний, работающих в этой сфере, - просто единицы. С начала 90-х, когда был принят закон о внешнеэкономической деятельности, об акционерных обществах и частном предпринимательстве, грузы пошли в Россию буквально рекой. Грузовые терминалы перестали справляться с возникшими объемами. Вот тогда-то и начали образовываться новые компании, специализирующиеся на обработке грузовых потоков. В частности, в зоне аэропорта Шереметьево возникло три компании - ОАО «Шереметьево-Карго», ООО «Аэропорт Москва» и грузовой терминал ОАО «МАШ». «Шереметьево-Карго» стал правопреемником ЦУМВС ГА в части использования имущества и земельного участка АГК Шереметьево-2. Соответствующий договор аренды был подписан в 1990 году после двух лет мучительных согласований, а затем, в 1994 году, в соответствии с Указом Президента РФ, предприятие было преобразовано в ОАО, где акции распределялись открыто. Наследство, надо сказать, нам досталось не самое лучшее -на предприятии процветало воровство и коррупция. Вокруг крутились бандитские группировки. Словом, страшные были времена.
- Как же вам удалось организовать работу компании в такое непростое время и вывести ее на нынешний уровень?
- На самом деле вести хозяйство не так уж и сложно. Важно только сразу поставить во главу угла порядок, дисциплину и уважение к людям. С самого начала мы определили для себя принципиальный подход: не использовать в своей предпринимательской практике «серых» коммерческих схем. Несмотря на всю правовую и налоговую неразбериху 90-х годов, этот принцип удалось соблюсти настолько, насколько это было возможно в тех условиях. Во всяком случае, про зарплаты в конвертах на предприятии никто не слышал, контрабандой и кражей багажа персонал не промышлял, а коллектив бухгалтеров не практиковал сокрытие доходов. При этом, что очень важно, нашей принципиальной позицией стала концепция, согласно которой цель существования предприятия заключается в том, чтобы способствовать росту благосостояния своих сотрудников, их семей и окружающих их людей. Иными словами, как говорится в Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя».
То есть уже тогда, в годы дикого капитализма, была реализована программа, как сейчас модно ее называть, социально ответственного бизнеса, о которой власть заговорила лишь после 2000 года. Заработная плата сотрудников «Ш-К» всегда была выше, чем в среднем по отрасли. Кроме того, «Шереметьево-Карго» никогда не стояло в стороне от благотворительных программ, руководствуясь не их имиджевой значимостью, а, в первую очередь, реальной заботой о тех, кому нужна помощь.
Для формирования собственного производственного и научного потенциала предприятие с самого начала активно вкладывали средства в профессиональную подготовку своих кадров, для чего был создан собственный учебный центр. Ну и конечно, мы никогда не забывали о необходимости модернизации производственных мощностей и развитии инновационных технологий. Причем делали это всегда исходя из строгих принципов самофинансирования, никогда не рассчитывая на помощь извне.
- Как складывается сегодня конкурентная среда на рынке грузоперевозок?
- Сегодня параллельно с нами по обработке грузов в зоне аэропорта Шереметьево работает несколько компаний - грузовой терминал ОАО «МАШ», ООО «Аэропорт Москва», международная компания DHL. В Домодедово работает «Ист Лайн», несколько компаний есть во Внуково.
Договор с клиентами (грузовыми авиакомпаниями) обычно заключается на год. Поэтому можно себе представить, каков накал страстей царит на рынке.
На сегодня список наших партнеров насчитывает порядка 65 компаний. Это достаточно много на фоне других российских, а в некоторых случаях даже западных операторов. Их могло быть и еще больше, если бы на рынке действовали исключительно конкурентные, а не административные формы борьбы.
- Как же вам удается привлекать и удерживать клиентов в столь непростой ситуации?
- В основу философии нашей компании изначально легли три принципа - безопасность, качество и эффективность, которые вот уже 18 лет позволяют успешно строить бизнес. Главный наш козырь в том, что мы хотим и можем работать. И партнеры это ценят. Кроме того, на протяжении всей истории компании мы инвестировали огромные средства в развитие терминального комплекса, внедрение новых информационных технологий. Специалистами «Ш-К» был создан целый информационно-логистический центр «АЭРОГРАД», IT-разработки которого позволили вывести обслуживание грузовых авиаперевозок в «Ш-К» на международный уровень.
Многие ведущие европейские компании, среди которых такие известные бренды, как Nokia, Sony, Yamaha, были приятно удивлены, ознакомившись с системами безопасности и контроля обработки груза в «Шереметьево-Карго». Вот, к примеру, какую оценку дал деятельности терминала директор по логистике фирмы Sony Ericsson: «Мы были поражены тем, что хранение грузов осуществляется на полностью автоматизированном складе. Мы также были приятно удивлены тем, что вы сообщаете в авиакомпании о повреждении или недостаче (расхождении в весе) груза. Мы были восхищены высоким уровнем действующих на территории предприятия систем безопасности (проверкой отпечатков пальцев, сетчатки глаза и пр.)».


- Расскажите пожалуйста, что представляет собой на сегодня ваш грузовой терминал?
-  На сегодня мощность нашего предприятия составляет 1 млн 250 тыс. тонн груза в год, суточный грузооборот - более 800 тонн. За сутки мы обслуживаем порядка 200 рейсов. В среднем на одно ВС у нас уходит около 15 минут. «Ш-К» обслуживает более 100 тыс. клиентов в год, среди которых 104 посольства и представительства иностранных государств в РФ.
Общая площадь помещений предприятия составляет 58076 кв. м, из них под склады временного хранения отведено 42850 кв. м. Компания располагает всеми необходимыми видами складских помещений: общая площадь спецскладов составляет 1115,6 кв. м, из них 420 кв, м отведено под опасные грузы, 80 кв. м -под радиоактивные, 70,2 кв. м. - под ценные, 123,2 кв. м занимает склад дипломатических грузов и почты, 422,2 кв. м - холодильные камеры с температурным диапазоном от+10°С до -18°С. Площади не таможенных складов составляют 6779 кв. м.
Особого внимания заслуживает автоматизированный грузовой склад, где передвижение и размещение грузов осуществляется без прямого участия человека с помощью компьютерной команды. Его преимущества состоят в том, что комплекс занимает мало места и позволяет абсолютно исключить физический труд людей.
Помимо прямых услуг по обработке грузов мы предоставляем нашим клиентам целый набор дополнительных сервисов. А именно доставку груза от терминала до места назначения, трансфер с рейса на рейс, информационное обеспечение клиента, охрана груза. Для перевозки особо опасных и ценных грузов за пределами терминала у нас разработана целая система охраны и мониторинга маршрута следования с системой спутникового позиционирования. Автопарк «Ш-К» составляет на сегодня более 400 спецмашин.
И что особенно важно, весь наш производственный комплекс оснащен уникальной единой информационной логистической системой управления, разработанной специалистами ООО «Информационно-логистический центр АЭРОГРАД», которая не имеет аналогов в России.

 


 

О том, что же представляет собой эта уникальная система расскажет генеральный директор ООО «ИЛЦ «АЭРОГРАД» Александр Львович Грачев.
 


- Прежде всего хочу отметить, что главной нашей задачей изначально являлось создание единого информационно-технологического пространства в интересах управления безопасностью, эффективностью и качеством работы любого предприятия, будь то целый аэропорт или просто терминал.
Все системы, работающие в рамках «Ш-К», выстроены по четырем уровням. Первый - это сбор информации, второй уровень - система тактического управления (движением груза и документов, допуска людей и пр.), третий - организационные системы оперативного уп-равления (управление ресурсами), и наконец, четвертый - система стратегического управления и оптимизации работы предприятия, где отражаются параметры, необходимые для анализа работы всей компании. Все уровни тесно взаимосвязаны между собой.
Одной из основных в этом списке, безусловно, является система безопасности, поскольку вопросы перевозки и сохранности груза, а также безопасности самого предприятия являются первоочередными. Ее успешная работа достигается за счет внедрения программ пропускного и внутриобьектового режима, видеонаблюдения, маркирования, идентификации и спутникового позиционирования груза. Достаточно сказать, что сегодня на всей территории «Ш-К» установ-лено 315 видеокамер. Благодаря этому операторы в режиме реального времени видят, что происходит на каждом конкретном участке работы. А в случае возникновения задержек или непредвиденных ситуаций, система сама подсказывает, что нужно делать, с кем связываться.
Крайне интересна и эффективна созданная нашими специалистами система клиентского досье. Она призвана идентифицировать каждого грузоотправителя по целому ряду интересующих нас параметров. Таким образом, создается своеобразная визитная карточка компании. Карточка впоследствии отражает степень ее благонадежности. Это крайне необходимо как для работы специалистов «Ш-К», так и для государственных служб безопасности и таможенного контроля, с которыми идет тесное сотрудничество.
Одним из основных элементов автоматизированного комплекса является также система предварительного информирования, в рамках которой происходит обмен информацией между отправителем и получателем груза. Она позволяет агенту заблаговременно уведомить о пос-туплении груза и его основных характеристиках. А грузовой оператор, в свою очередь, на основании полученной информации получает возможность планировать свою деятельность - провести предварительную подготовку терминала временного хранения, распределить персо-нал и технические средства. Особое внимание уделяется опасным и ценным грузам. Они помещаются на отдельный склад и снабжаются дополнительной охраной. Для ценных грузов обеспечивается визуальное сопровождение с помощью мощной системы промышленного телевидения.
Всего на сегодня в «Ш-К» работает 43 информационные системы, и, конечно, все их охватить в рамках одного интервью мы просто не сможем. Поэтому, резюмируя, могу сказать одно - автоматизация работы предприятия позволяет в разы сократить трудовые затраты, существенно повысить качество и производительность труда, а также более рационально управлять его ресурсами.
- Как такая всеобщая информатизация отразилась на работе «Ш-К»?
- Ну, прежде всего она обеспечила устойчивый рост доходов, темпы которого существенно превышают среднеотраслевые. За последние 6 лет оборот компании увеличился в 2,5 раза, капитализация в 3,7 раза, а количество претензий со стороны клиентов сократилось до нуля. Грамотно налаженный производственный процесс позволил четко определить количество необходимых ресурсов. Кроме того, значительно сократилась величина непроизводственных расходов.
- А на Западе есть аналоги информационной системы, которая работает в «Ш-К» ?
- На Западе в крупных аэропортах пытаются внедрять аналогичные системы, но не всегда это получается, как, например, это случилось в аэропорту Бангкока. Они затратили на ее приобретение порядка 20 млн евро, но запустить так и не удалось. Дело в том, что недостаточно просто закупить и установить оборудование, нужен комплексный подход. Необходимо владеть спецификой данного вида деятельности, знать, так сказать, процесс изнутри. Мы совместно со специалистами ОАО «Ш-К» методом проб и ошибок создали и внедрили эту систему, поэтому точно знаем, каким образом нужно с ней работать. Кстати, что особенно ценно, в наших разра-ботках сконцентрированы знания и опыт специалистов, имеющих многолетний опыт работы (еще с доперестроечных времен) в научно-исследовательских и производственных организациях гражданской и военной авиации, принимавших активное участие в разработке и отладке ПО сверхзвукового бомбардировщика ТУ-160.
- Каковы ваши планы по разработке новых продуктов?
Сейчас мы работаем над рядом новых программ. Так, примерно через год надеемся завершить разработку плана идентификации должностных лиц под бортом ВС при передаче ценных и других грузов. На сегодня это является достаточно серьезной проблемой для большинства крупных терминальных комплексов, ведь при передаче ценного багажа (валюты, драгметаллов, ювелирных изделий и т.д.) происходит смена зон ответственности, чем зачастую пользуются нечистые на руку люди. Планируем также внедрить использование радиочастотных меток груза для повышения производительности при считывании.
- Теперь к вам вопрос, Владимир Иванович. Все эти уникальные продукты используются только в рамках «Ш-К» или же вы готовы предложить их и другим компаниям?
- Изначально мы делали этот продукт под свои потребности. Но когда все было готово, поняли, что он может быть полезен и другим участникам рынка. Сначала мало кто воспринял наши инновации - прозрачность бизнеса интересовала, очевидно, не многих. Однако сейчас продукт становится все более востребованным. Уже несколько компаний даже взяли его в апробацию. Постепенно приходит понимание того, что электронные средства управления и контроля, минимизируя участие человека в рабочем процессе, существенно сокращают возможность возникновения сбоев и ошибок, интенсифицируют работу, повышают степень безопасности и прозрачности бизнеса. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что сегодня мы открыты для любых вариантов партнерства и готовы помочь коллегам из других компаний наладить работу нашей информационной системы. Если соседи по бизнесу будут развиваться, нам будет только лучше - ведь значительная часть потерь происходит из-за нескоординированности действий участников технологического процесса.
- А что, на ваш взгляд, сегодня необходимо для полноценного развития «Ш-К» и сектора грузоперевозок в целом? Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро?
- Я думаю, что проблемы у нас такие же, как и у многих других предприятий. И главная из них состоит в том, что рынка в истинном понимании этого слова сегодня в России нет. Преобладает жесткий монополизм и отсутствуют конкурентные принципы работы. Поэтому для успешного развития компаний и отрасли в целом необходимо, прежде всего, формирование благоприятной рыночной среды, которая позволяла бы всем полноценно развиваться, а не тонула в коррупции, взяточничестве и монопольном произволе.
Кроме того, необходима реформа таможенной системы в части ограничения ее нынешних функций, а также дебюрократизация работы контролирующих органов, требующих от компаний тонны ненужных бумажек и справок. Вообще я считаю, что среда должна помогать, а не мешать человеку проявлять свои возможности. Народ России - не общество потребления, он самодостаточен и талантлив. Так дайте же ему свободу для творчества, которая будет условием для инноваций во всех областях!
-  На территории «Ш-К» расположен православный храм. Надо сказать, довольно нетрадиционное сооружение для такого предприятия. Как же возникла такая замечательная идея?
- Это случилось в 2000 году с легкой руки Владыки Ювеналия, приехавшего как-то на освещение храма в соседнюю деревушку.
 - А почему бы вам тут храм не основать?» - спросил он, зайдя к нам на чай. С этого все и началось. Выбрали место и довольно быстро -всего за 1,5-2 года построили. И, как оказалось, место выбрали правильно: по воспоминаниям местных жителей, ставших постоянными прихожанами, новый храм был выстроен точно на месте прежнего деревенского, снесенного в лихие годы.
Но надо сказать, и здесь без проблем не обошлось. Руководство ОАО »МАШ» требовало прекратить строительство, якобы купола летчикам на подлете глаза слепят, прокуратура, милиция постоянно ходили. Но, слава богу, все обошлось. Сегодня многие летчики и бортпроводники приходят сюда перед рейсами, да и в другое время для спокойствия души. А кресты нашего храма встречают и провожают самолеты, благословляя экипаж и пассажиров в добрый путь.


Беседу вела Елена МИНГАРЕЕВА

 

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com