Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 351
Просмотрено статей : 584732
Как вредно быть успешным
12.02.09 19:16

Одно из крупнейших и лучших предприятий России в сфере авиаперевозок,
ОАО «Шереметьево-Карго» – новый объект рейдерских атак

Бизнес – это дело. Каждое успешное дело есть дело государственной важности, и никак иначе. Но, хотим мы этого или нет, государство взаимодействует с бизнесом через чиновников. Чиновники – это люди, которые обладают государственным мышлением и действуют исключительно в государственных интересах. Это в идеале. Как известно, ничего идеального в природе не существует, поэтому смягчим требования. Пусть они никогда не действуют вопреки интересам государства, и то хорошо бы было. Однако….

Мы думаем, что живем в единой России. Ошибаетесь, господа! Мы живем в некой лоскутной стране с неопределенными внутренними границами, со спорными землями, никому не нужными, если эти неудобья убыточны, и востребованными, если кто-то трудолюбивый и энергичный делает их доходными.

Впрочем, достаточно лирических отступлений, перейдем к реалиям, начав с небольшого экскурса в недавнее прошлое.

История одной компании

В далекие семидесятые, когда Советский Союз готовился к Олимпиаде, среди прочих олимпийских объектов был построен международный аэропорт Шереметьево-2. При этом о грузовом терминале не подумали, потому что особых грузов у олимпийских гостей не предполагалось. Так, личное имущество, ну, еще сувениры. Но после олимпийского праздника выяснилось, что грузовой терминал все-таки нужен, и через пять лет после Олимпиады он был построен.

Грянули реформы, породив, кроме всего прочего, стихийный челночный бизнес. И тут-то выяснилось, что грузовой аэропорт в том виде, в котором он существовал, – настоящая криминальная дыра. Из самолетов выгружались тюки и баулы, часть которых растаскивалась людьми в дурно пахнущих кожаных куртках, часть безвозмездно реквизировалась госслужащими, а часть растекалась пестрыми потоками по бескрайним просторам нашей родины. Государству было не до порядка в аэропорту, потому что непонятно было, есть это государство или уже нет.

Для тогдашнего Министерства гражданской авиации положение с грузами в Шереметьево-2 было настоящей головной болью. И у ряда ответственных лиц возникла идея избавиться от этой боли, переложив ее на другую голову, покрепче. Так предприятие «Шереметьево-Карго» вместе со всеми перестроечными проблемами было передано в аренду. Договор был заключен с подразделением Министерства гражданской авиации Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУМВС). В общем, работайте, ребята, а мы посмотрим, что у вас получится.

В 1993 году арендатор сменился, вместо Центрального управления международных воздушных сообщений от лица государства выступило Госимущество. Договор был переоформлен. «Шереметьево-Карго» получило в аренду находящееся на территории имущество, а территория была обозначена на плане. Арендованный акционерами «Шереметьево-Карго» участок был никому не интересен и требовал больших вложений – здание терминала, имевшее большие конструктивные и технологические недостатки, к тому времени уже устарело.

Взявшись за дело, 1200 человек избрали руководство, поделили все акции «по-братски», поставили во главу угла дисциплину и трудолюбие. И надо же, у них получилось!

ОАО «Шереметьево-Карго» на сегодняшний день – один из крупнейших авиационных грузовых терминалов России. Он ежегодно обслуживает более 50 тысяч рейсов почти 60 российских и международных авиакомпаний, 220 тыс. тонн груза и почты (в общей сложности 24,2% всех грузов и почты на международных авиалиниях в России), а еще все посольства и представительства иностранных государств в РФ. Следуя своим нравственным принципам и помня призывы государства к созданию социально значимых предприятий, ОАО «Шереметьево-Карго» оказывает финансовую помощь ветеранам военно-воздушных сил, школам и детским домам, больницам, финансирует культурные и образовательные мероприятия, восстанавливает православные святыни (в целом на благотворительные цели из прибыли предприятия израсходовано более 456 миллионов рублей).

Арендаторы оказались людьми трудолюбивыми и профессионально самостоятельными – деньги из страны не вывозились, а вкладывались в развитие предприятия, и сегодня комплекс оценивается экспертами в 36 миллиардов рублей.

Увы, до сих пор отношение к российским предприятиям во всем мире далеко не восторженное. Приезжают потенциальные инвесторы, уважительно кивают, когда узнают, сколько людей работает на фирме, а потом вежливо спрашивают, что все эти люди делают, и, получив ответ, отбывают восвояси, не вложив в бизнес ни цента. Потому что, с их точки зрения, предприятие работает неэффективно. Не дано понять нормальному бизнесмену, что родственники на придуманных специально для них руководящих постах – это очень удобно, хотя и убыточно. Западные предприниматели – люди прагматичные и несентиментальные. Поэтому признание западных профессионалов – не пустые слова. Представитель Управления транспортной безопасности США охарактеризовал достижения «Шереметьево-Карго», как «лучшее, что он видел за сорок лет своей работы». А видел он, надо полагать, немало. И если старший инспектор по авиационной безопасности Министерства транспортной авиации США Терренс Хайнз говорит, что «Шереметьево-Карго» – «лучшая отправляющая грузы компания из инспектированных мной», то, видимо, он действительно так считает. Потому что старший инспектор – профессионал. А профессионалы дорожат своим мнением и скупы на похвалу. В высокой оценке деятельности компании он не одинок.

«Отмечаем хорошее качество наземной обработки груза и высокий уровень взаимодействия с сотрудниками KLM. Выдающийся уровень безопасности. Не имеем претензий к вашему предприятию 6 лет!» (Берт Янсен, оперативный директор по Европе компании KLM-CARGO) «Я поражен информационной системой для наземной обработки и уровнем безопасности». (Эрик Кельдерманн, специалист по бизнес-системам компании KLM-CARGO)

Мы не можем опубликовать все отзывы о деятельности компании, но после ознакомления с ними убедились – по самым жестким меркам «Шереметьево-Карго» считается успешным и современным на внутреннем и внешнем рынках, что подтверждается не только результатами проверок, но и 42 сертификатами и лицензиями на ведение деятельности.

Кстати, «Шереметьево-Карго» – полностью российское предприятие, у него нет ни одного иностранного акционера, так же как ни у одного акционера нет сконцентрированной доли акций.

Большинство владельцев акций – сами сотрудники, как настоящие, так и бывшие. И прибыль на протяжении нескольких лет вкладывается в дело, а не расходуется на выплату дивидендов. Как подчеркивает генеральный директор компании «Шереметьево-Карго» Владимир Новиков, «задача предприятия не просто в том, чтобы заработать как можно больше денег, но и обеспечивать сотрудникам достойную жизнь, а также оказывать благотворительную помощь тем, кто в ней нуждается».

Как тут не вспомнить о российских традициях, о честном купеческом слове, которое крепче любого договора, о высокой нравственности и духовности – о том, что нынче почти позабыто?

В общем, есть чем гордиться. А значит, для кого-то – есть чему завидовать. В России зависть материальна. В России зависть деструктивна. Поэтому поговорим о зависти.

О зависти

Создать свое дело непросто. И не всем удается, нужен талант, нужна удача, воля, трудолюбие. Нужно найти деньги. А еще – работать. Работать в непростых условиях смутного времени. Это один путь.

Но есть и другой. Позволить другим трудиться и рисковать, а самим ждать в тенечке да поглядывать, как там эти молодцы справляются. Получается у них что-то путное или не очень? И не пришла ли пора выбраться из тенечка и напомнить о себе? Ага, получается! Если дело налажено, то и поучаствовать в нем не грех. Когда из административной тени появляется чья-то небескорыстная физиономия с явным намерением рейдерским образом присоседиться к вашему бизнесу – можете гордиться. Ваше предприятие состоялось, а значит, попало в зону повышенного риска. Можете гордиться и готовиться к неприятностям. Гордиться «Шереметьеву-Карго» и так есть чем, а без лишних проблем акционеры прекрасно бы обошлись, да только не от них сие зависит. Создать на пустом месте первоклассный грузовой комплекс, основанный на порядке, дисциплине, рациональной организации труда, современных технических средствах – это им вполне по силам. А вот справиться с короедами, желающими заполучить налаженный бизнес, – это совсем другое дело. Тут требуются совершенно иные профессиональные навыки. Это вам не грузовые потоки разруливать, тут другая «рулежка», и ее правила диктуются не интересами дела и не интересами государства, а только личными, корыстными интересами. Это же так здорово – получить задаром дело, в которое не вложил ни копейки!

С того момента, когда «Шереметьево-Карго» акционировалось и стало эффективно работать, стабильно увеличивая возможности грузооборота аэропорта в целом, но одновременно становясь упреком нерациональному управлению в МАШ, компанию то и дело пытались прибрать к рукам. Любая российская бизнес-структура должна уметь себя защищать, и компания до сих пор вполне успешно справлялась с претендентами на ее активы, отбив притязания недоброго десятка соискателей руки, сердца и состояния. Но в последнее время попытки подмять успешный бизнес активизировались до безобразия.

Уже в 1994 году были инициированы первые судебные процессы против «Шереметьево-Карго». Кончилось это, правда, ничем, документы у компании были оформлены в полном соответствии с существующими на тот момент правовыми нормами. Обломившись, соискатели руки и капитала на некоторое время унялись, затаились, выжидая подходящего момента, напоминая о себе редкими наскоками, совершенно несерьезными по сравнению с тем, что произошло дальше.

За 1-й квартал 2008 года рост грузооборота составил в ОАО «МАШ» – 0,5%, в ОАО «Аэрофлот» – 13%, в ОАО «Шереметьево-Карго» – 24%. Вчистую проигрывая экономическое соревнование с ОАО «Шереметьево-Карго», госчиновники, возглавляющие ОАО «МАШ» (председатель совета директоров Левитин И.Е., члены совета директоров – министр транспорта Московской области Кацыв П.Д.. начальник управления Росимущества Уваров А.К. и директор департамента МЭРТ РФ Гречухин И.Н.) действовали творчески.

Росимущество объявляет незаконными миллиарды рублей инвестиций, вложенных ОАО «Шереметьево-Карго» в порядке самофинансирования в развитие производственной базы, инновационных информационных систем и технологий.

Правда, о том, насколько законно в таком случае принятие бюджетом от ОАО «Шереметьево-Карго» более 3,84 миллиарда рублей налогов и не обязано ли государство, 18 лет признававшее как должное строительство и реконструкцию, возместить предприятию стоимость утраченного и убытков, Росимущество помалкивает.

По закону города Москвы, земля, на которой располагается «Шереметьево-Карго», принадлежит Москве. А по закону Московской области – ей, и, стало быть, московские законы на ней не действуют. В результате этого двоевластия статус предприятий, располагающихся в спорных зонах, становится неопределенным. В 1990-е годы и сам ЦУМВС, и большинство создававшихся в Шереметьево компаний, включая «Шереметьево-Карго», состояло на учете в Москве. Но с 1996 года город Химки и стоящая за ним область стали активно переманивать эффективных собственников к себе, суля им всяческие льготы.

Наконец, аэропорт Шереметьево сделал выбор и перерегистрировался в Химках. В области ликовали. Но, поскольку пограничных столбов между Москвой и областью не наставлено и следовой полосы нет, как на практике происходит территориальное размежевание – никто не знал. А потом, в результате простых манипуляций, оказалось, что участок, на котором расположено «Шереметьево-Карго» – исконная химкинская земля. И московским чужакам там не место.

Как говорит директор по режиму и безопасности «Шереметьево-Карго» Евгений Овсянников, «если бы было принято однозначное решение, что эта земля отдана муниципалитету Химок, мы бы все положенные документы зарегистрировали у них. А что делать сейчас – неясно».

Чиновники могут решать вопрос годами, ведь главное в их деятельности – процесс, а не результат. Правда, в стране существует единый государственный реестр, но что такое реестр по сравнению с местными амбициями? И началась судебная война. А попросту – сутяжничество.

Жабий камень

Жабий камень – отличительный знак сутяги. Еще великий Рабле писал о людях, носящих кольцо с жабьим камнем. Ремесло сутяги тяжелое и нечистое, ведь сутяга должен придать беззаконию вид закона, представить бред здравыми смыслом, а все здравое – вывернуть наизнанку. Отсудить. Разорить. Уничтожить. Поганое ремесло. Но востребованное.

Аэропорт Шереметьево, обнаружив у себя под боком подросшего конкурента, принял меры. Сначала пусть и не особо честные, вроде предложений оказывать предприятию услуги, в которых то совершенно не нуждалось, но хотя бы безобидные. А потом и по-настоящему крутые. И начались суды. Для интересующихся приводим справку:

С 1992 года «Шереметьево-Карго» заключило договор с Москомземом об аренде земельного участка.

В 1993 году договор был переоформлен с «Шереметьево-Карго» как акционерным обществом. В июле 2001 года заключен новый договор аренды с Москомземом на 49 лет. (Предварительно ОАО «Шереметьево-Карго» с ОАО «МАШ» был подписан протокол согласования границ земельного участка от 7 июля 1994 г. и согласована граница общего землепользования, а при заключении земельного договора с Москомземом 16 сентября 1994 г. – схема земельного участка.)

Однако в 1996 году ОАО «МАШ» заключило договор аренды земли с Администрацией Химкинского района, при этом включив в свой состав территорию ОАО «Шереметьево-Карго».

Вопрос земель Шереметьево (принадлежность городу Москве или Московской области) поднимался неоднократно, но всегда указывалось, что законодательно он не решен, земли являются спорными (суд между Москомземом и Администрацией Химкинского района МО от 19 апреля 2001 г. и 25 июня 2001 г., определение Конституционного суда РФ № 90-О от 8 июня 2000 г.). Работающие в настоящее время совместные комиссии решения принять не могут, а президент, согласно Конституции имеющий право на разрешение подобных разногласий, своим правом воспользоваться не спешит.

В феврале 2005 года министром имущественных отношений Московской области (третьи лица с самостоятельными требованиями – Администрация Химкинского района и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево») подан иск в Арбитражный суд Московской области о признании вышеуказанного земельного договора с Москомземом ничтожным, т.к. земли аэропорта являются землей Химкинского района Московской области.

Судом первой инстанции 6 сентября 2005 года вынесено решение – в иске Министерству имущественных отношений Московской области и Администрации Химкинского района отказать, однако удовлетворить требования ОАО «МАШ» о признании договора ничтожным.

Данное решение было обжаловано ОАО «Шереметьево-Карго» в кассационной инстанции, которая 17 января 2006 года вынесла Постановление – в удовлетворении требований ОАО «МАШ» отказать.

А 14 апреля 2006 года решение кассационной инстанции пробовали обжаловать в Высшем арбитражном суде РФ (ВАС РФ), но 4 мая 2006 года Высшим арбитражным судом РФ в соответствии с п.8 ст.299 АПК РФ было отказано в передаче дела №4818/06 для пересмотра в порядке надзора.

Несмотря на ограничения, установленные в АПК РФ, после обращения к председателю суда №570 от 25 мая 2006 г. аэропорт Шереметьево 1 июня 2006 г. обратился с повторным заявлением о пересмотре судебного акта и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока.

По неясным причинам (а скорее всего – после обращения к председателю Высшего арбитражного суда губернатора Московской области Громова и министра транспорта РФ Левитина) 2 июня 2006 г. в Высший арбитражный суд РФ поступает еще одно заявление о пересмотре судебного акта и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Вот он, административный ресурс в действии! Остальное – дело сутяг.

В итоге 13 июня 2006 г. определением Высшего арбитражного суда РФ дело было принято к производству по заявлению о пересмотре от 2 июня 2006 г. По мнению руководства «Шереметьево-Карго», лицо, подавшее ходатайство о восстановлении процессуального срока, не могло привести какие-либо веские аргументы, свидетельствующие о наличии не зависящих от него причин, по которым пропущен срок обращения в Высший арбитражный суд РФ как того требует п.4 ст.292 АПК РФ. Ведь было первичное обращение, на обжалование решения кассационной инстанции – 3 месяца, да плюс полтора месяца проволынили!

Ай да сутяги!

Но 4 августа 2006 года судьями ВАС РФ было принято определение о передаче дела в президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

И 8 ноября 2006 года президиум ВАС РФ принял постановление об отмене решения кассационной инстанции (в пользу ОАО «Шереметьево-Карго») и оставлении в силе решения суда первой инстанции (о признании договора аренды земельного участка между Москомземом и ОАО «Шереметьево-Карго» ничтожным). При этом суд подтвердил право «Шереметьево-Карго» на земельный участок как собственника строений.

А дальше – проблемы стали расти как снежный ком. В марте 2008 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ (Росимущество) направило в Арбитражный суд Московской области заявления о признании самовольными постройками и снесении производственных объектов открытого акционерного общества «Шереметьево-Карго» общей площадью почти 50 тысяч кв.м., в том числе включая здания, построенные еще в 1985 году.

Говоря человеческим языком, Росимущество совместно с руководством Международного аэропорта Шереметьево решило уничтожить лучшее в России предприятие по наземной обработке грузов, техническому и информационному обеспечению и безопасности. Сносу подлежат не просто 29 зданий общей площадью почти 50 000 кв.м, а вся инфраструктура предприятия, конкурентоспособного на международном и внутреннем рынках услуг по обслуживанию авиакомпаний и грузовой клиентуры!

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ (бывшее Госкомимущество), по-видимому, не случайно подчинено Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и даже по логике ведомственных отношений должно управлять государственной собственностью в интересах экономического развития страны.

Но Росимущество предпочитает не замечать высказываний высших должностных лиц государства о недопустимости разрушения успешно работающих, социально значимых предприятий, а занимается сменой собственников аэропортов Кургана и Красноярска, Домодедова, Кольцова, Пулкова, Воронежа, ЛИИ им. Громова, аэродрома Жуковский, ОАО «Шереметьево-Карго».

Суд, по нашему непросвещенному мнению, существует для того, чтобы выносить однозначные решения. Однако само судейское сословие, видимо, считает иначе. Впрочем, не будем пенять всему сословию, ведь в данном случае речь идет о сутягах. А сутяги – существа продажные. Сутяги управляются посредством административного ресурса. Сторона, инициировавшая иски к «Шереметьево-Карго», совсем не скрывает этого, а напротив, публично заявляет:

«Это спор, в котором 13 лет никто не смог разобраться,– сообщил гендиректор МАШ Михаил Василенко.– Нам повезло, что процесс сдвинулся с мертвой точки после вмешательства властей Московской области и Минтранса и благодаря их принципиальной позиции». Притом, что судебная власть независима. И в принципе не может находиться под влиянием власти административной!

Стабильно выигрывая многочисленные суды в двух инстанциях, «Шереметьево-Карго» почему-то проигрывает в третьей.

И если решит судья неправедный здания снести, оборудование выбросить на свалку, а оставшийся после всего этого беспредела пустырь передать области – что будет с людьми? С полутора тысячами сотрудников, рискующих остаться без работы? А вот это уже не в компетенции суда. Это их, людей, проблемы.

Сильного – подтолкни

Кризис обрушился на мир, кризис обрушился на нашу страну, потому что мы – часть мира. Кризис уничтожает нежизнеспособных. Многие предприятия гибнут, люди лишаются работы. Некоторые – выживут. Они сильные. Они могут. И этих сильных надо поддерживать. Или хотя бы не мешать им.

Не безумие ли разрушать нормально работающее предприятие во времена мирового шторма? А может быть, это не безумие, а преступление?

Но здравый смысл – не для сутяг, да и совесть у них чистая, они ей не пользуются. И когда высокопоставленный чиновник в администрации Московской области доверительно сообщает, что подавать иск о пересмотре дела в третью инстанцию бесполезно, скорее всего, он заранее знает об исходе дела.

Минэкономразвития должно поддерживать здоровые предприятия и всячески способствовать их нормальной работе и развитию, особенно в условиях кризиса. Не зря же слово «развитие» присутствует в названии организации. Интересно, что думает об этом министр экономического развития Э.С.Набиуллина, позволяющая инициировать иски против реально приносящих пользу предприятий своему подчиненному – начальнику отдела по защите имущественных интересов государства г. Е.Зеленскому?

…В 2002 году по соседству с «Шереметьево-Карго», по желанию сотрудников и на деньги предприятия, с легкой руки владыки Ювеналия был возведен Храм Воскресения Христова. Сколько препон чинилось руководством МАШ при строительстве, и вспоминать не хочется. Основная – купола глаза пилотам слепить будут. Однако храм построен, а жизнь показала, что летчикам купола не мешают, что глаза слепит только зависть. Сегодня постоянные прихожане храма – не только персонал компании, но и местные жители, захаживающие перед полетом пилоты и стюардессы, да и случайных посетителей хватает. Не бывает здесь только тех, кто мешал и мешает работе более 1500 человек, 18 лет своим трудом, знаниями и стараниями создававших предприятие – предприятие успешное и перспективное. Ходить рейдерам в Храм не с руки – с Богом ведь не договоришься, да и судиться  с ним бесполезно, административный ресурс в горних высотах не работает.

Впрочем, мы люди земные. Поэтому предупреждаем: газета ставит на контроль и будет освещать развитие ситуации вокруг ОАО «Шереметьево-Карго».

Таисия БЕЛОУСОВА
Ссылка: http://www.sovsekretno.ru/magazines/article/2116

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com