Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 351
Просмотрено статей : 581126
Чёрные дыры закона
18.02.09 19:21

В Московском авиаузле продолжает набирать обороты скандал вокруг активов ОАО «Шереметьево-Карго». Неурегулированность земельных вопросов между Москвой и областью, а также чиновничий произвол, произрастающий из анархических 90-х, поставили под угрозу работу одного из крупнейших грузовых терминальных комплексов в России

Отчаявшись найти решение проблемы в судебных инстанциях и в Администрации Президента, руководство компании обратилось с посланием в адрес министра экономического развития и торговли Э. Набиуллиной.

 

Показательная история земельного передела, или как звучат в наши дни отголоски смутного времени.

(газета «Воздушный Флот» №32/366 август 2008г.)

КОРНИ БЕСПРЕДЕЛА

Корни этого конфликта уходят, как обычно, в далекие 90-е годы, когда в земельных вопросах царила полнейшая анархия, а зона аэропорта Шереметьево являлась спорной территорией, которую никак не могли поделить столичные и областные власти. Так, В 1995 году территория аэропорта Шереметьево законом г. Москвы -О территориальном делении города Москвы» была отнесена к столице и включена в границы муниципального образования -Молжаниновский район».

Спустя 4 года, Постановлением губернатора МО от 02.08.1999 г. №275-ПГ «Об установлении границы муниципального образования «Хим­кинский район», спорные земли были включены в границы муници­пального образования -Химкинский район» Московской области. Таким образом, возник территориальный спор между двумя субъектами Рос­сийской Федерации, правом раз­решения которого, согласно ст. 85 Конституции Российской Федера­ции, наделен Президент РФ. Однако практически за 10 лет ни Москва, ни Московская область так и не ре­шились обратиться к руководству страны за разрешением правовой коллизии. Те не менее время от вре­мени то столичные органы власти, то областные своими подзаконны­ми актами относили спорные земли к своей компетенции и заключали по ним договоры аренды с разного рода организациями.

Именно тогда ОАО «Шереметь­ево-Карго» («Ш-К»), заключив дол­госрочный договор аренды на 49 лет земельного участка с Москомземом, начало создавать один из крупней­ших авиационных грузовых терми­налов России. Параллельно, адми­нистрация Химкинского района МО подписала договор аренды на 99 лет с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (ОАО «МАШ»), в кото­рый включили, в том числе, участок земли, уже арендованный «Ш-К».

Заявляя свои права на этот уча­сток, правительство МО апеллирует < постановлению Совмина РСФСР эт 29.12.1984 г. № 541, согласно ко­торому границы Москвы не включают в себя спорные территории. А, как нам сообщили в правительстве МО, «до настоящего времени других правовых актов, изменяющих границы Москвы и МО в части территории, занимаемой МАШ, не было. Поэтому во всех документах аэро­порт относится к МО». По словам областного правительственного ис­точника, Москва никак не оспаривает этот вопрос. По мнению других собеседников «ВФ», Московское правительство однозначно считает владения «Ш-К» своей территорией (вся исходно-разрешительная доку­ментация оформлена московскими органами), но в отличие от МО они ведут политику невмешательства, выжидая, чем все закончится.

СУДЕБНАЯ ЧЕХАРДА

Такая неразбериха в земельных вопросах стала хорошей почвой для возникновения претензий к ОАО «Шереметьево-Карго», которая уже к тому времени построила весьма успешный бизнес. Суммы инвести­ций в строительство, техническое оснащение и информационные тех­нологии составили порядка 36 мил­лиардов рублей.

ОАО «МАШ» и администрация Химкинского района в судебном порядке пытались доказать незакон­ность аренды земли, принадлежа­щей «Ш-К», хотя суды, когда речь за­ходила о территориальной принад­лежности аэропорта Шереметьево, четко и ясно говорили о нерешен­ности земельного спора между Мо­сквой и областью.

Первое и второе решение кас­сационных инстанций подтвердили законность данной сделки. Однако 08.09.2006 года президиум Высшего арбитражного суда вынес решение не 8 пользу «Ш-К» и признал сделку ничтожной. По мнению представите­лей «Ш-К», «договор был признан ничтожным лишь тогда, когда адми­нистрация ОАО «МАШ», имеющая прямую заинтересованность в за­хвате инфраструктурных предприя­тий, работающих в зоне аэропорта, задействовала коррупционные ка­налы Московской области и струк­туры Высшего арбитражного суда РФ» Чтобы оценить административ­ный ресурс ОАО «МАШ», в принципе достаточно взглянуть на состав со­вета директоров предприятия, куда входят министр транспорта МО Кацыв П.Д., его заместитель Митусов А.А. и в качестве председателя -министр транспорта РФ Игорь Ле­витин.

В качестве мирного пути реше­ния вопроса в1999 году администра­ция МО предложила «Ш-К» получить подмосковную прописку и взять свой же участок (площадью 36,9 га) в суб­аренду у ОАО «МАШ» на совершен­но кабальных условиях. Стоимость пользования землей была оценена в 210 000 $ США ежемесячно, тогда как по договору ОАО «МАШ» с адми­нистрацией Химок стоимость аренды 1 га составляла 80 000 рублей в год. Такой поворот событий, естественно, не удовлетворил руководство грузо­вого терминала.

Следующим этапом развития этого конфликта стало подключение к нему весной 2008 года Федераль­ного агентства по управлению феде­ральным имуществом (ФАУФИ РФ), от которого 12.03.2008 г. в адрес

«Ш-К» поступило сразу три исковых заявления, в которых высказывалось требование уже о сносе 29 зданий и сооружений ОАО «Шереметьево-Карго» общей площадью 49 576 кв.м.

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО

Не надеясь найти понимания в судебных органах, ОАО «Шере­метьево-Карго» решило привлечь внимание высших эшелонов власти к своей проблеме и в марте 2008 обратилось с открытым письмом к В. Путину и Д. Медведеву, в кото­ром открыто обвинило ОАО «МАШ», -Аэрофлот» и власти Московской области в незаконном захвате тер­ритории компании и госрейдерстве. Как говорится в письме, «ОАО «Ше­реметьево-Карго» избрано целью враждебного захвата лицами, зани­мающими должности государствен­ной службы, для чего под прикры­тием соблюдения государственных интересов используются методы ограничения деятельности, бюро­кратических запретов, неоснова­тельного судебного преследования».

Ожидаемого эффекта не получи­лось. Тогда ОАО «Ш-К», уже в ав­густе 2008 г., предпринимает вто­рую попытку и направляет письмо в МЭРТ на имя министра Э. Набиуллиной, в котором еще раз изла­гает свое видение проблемы и про­сит принять меры по обузданию бес­предела чиновников ФАУФИ РФ.

В своем послании представи­тели компании обращают внимание министра на то, что, во-первых, «за­конность и правомерность деятель­ности ОАО «Шереметьево-Карго» неоднократно была предметом рас­смотрения государственных органов при осуществлении лицензирова­ния, сертификации, выдачи свиде­тельств и разрешений, что подтвер­ждается более чем 170 сертифика­тами, свидетельствами, лицензиями и разрешениями, материалами де­сятков судебных дел и сотен прове­рок контрольных и надзорных ор­ганов.

Во-вторых, несмотря на то, что иски заявлены в интересах государ­ства, по целому ряду признаков (..) совершенно очевидно, что они за­явлены в интересах конкурирую­щей с ОАО «Шереметьево-Карго» компании - ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Кроме то­го, авторы обращения акцентируют внимание министра на противоправ­ных и коррупционных действиях чиновников ФАУФИ, отмечая, что «не случайно иск, в удовлетворе­нии которого заинтересовано ОАО «МАШ», подан от имени государ­ства, поскольку заместитель началь­ника Управления имущества орга­низаций коммерческого сектора ФАУФИ Уваров А.К. на момент по­дачи иска являлся членом совета директоров ОАО «МАШ».

И, наконец, по мнению предста­вителей «Ш-К» «выполнение постав­ленных ФАУФИ требований может повлечь полное разрушение как нашей успешно действующей ком­пании, так и действующей инфра­структуры обработки и хранения грузов в аэропорту Шереметьево».

В итоге они делают вывод, что «должностные лица Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (которые до переназначения продолжают работать в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом) злоупотребляют предоставленными им законом полномочиями, действуя в интересах коммерческой организации - ОАО -МАШ», а следовательно, нарушают законодательство Российской Федерации о борьбе с коррупцией».

В сложившейся ситуации руководство «Шереметьево-Карго» призывает МЭРТ «прекратить необоснованное и явно заказное судебное преследование компании, а также принять меры в отношении ответственных за это должностных лиц ФАУГИ РФ».

КОНКУРЕНЦИЯ ПО-РОССИЙСКИ

Обосновывая свою позицию, представители «Ш-К» сообщили кор­респонденту «ВФ», что «компания является прямым и наиболее ус­пешно развивающимся конкурентом ОАО «МАШ». На сегодня «Ш-К» еже­годно обслуживает более 40 тысяч рейсов почти 60 российских и меж­дународных авиакомпаний, 180 тыс. тонн груза и почты (что составляет в общей сложности 24,2% грузов и почты на международных авиали­ниях в России), а также все посоль­ства и представительства иностран­ных государств в России». Все это и многие другие достижения, по мне­нию представителей «Ш-К», идет вразрез с планами ОАО «МАШ» по расширению деятельности и стро­ительству мультимодального ло­гистического терминала площадью 10 тыс. кв. м., который планирует­ся ввести в эксплуатацию в 2009 г. В «Ш-К» уверены, что «ОАО «МАШ», неспособное конкурировать с ОАО «Шереметьево-Карго» экономиче­скими методами, выбрало путь рейдерского захвата грузового терми­нала с привлечением государствен­ных структур».

«МАШ» - ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ

Со своей стороны ОАО «МАШ» полностью отрицает свою заинтере­сованность в уничтожении «Ш-К» как конкурента. Представители ком­пании считают разразившийся скан­дал исключительно земельным спо­ром между «Ш-К» и ФАУФИ, который никак не связан с планами «МАШ» по расширению деятельности и строительству грузового терминала.

Как нам официально сообщили в центре общественных связей ком­пании, «Международный аэропорт Шереметьево успешно развива­ется и традиционно поддерживает конструктивные и взаимовыгодные отношения со своими партнерами и концессионерами. Основанием для этого сотрудничества выступают добрая воля сторон и законода­тельство Российской Федерации. В отношении ряда публикаций со стороны ОАО «Шереметьево-Карго» ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» придерживается сле­дующей позиции:

Компания «Шереметьево-Карго» стабильно развивается на террито­рии аэропорта на протяжении более 15 лет. Международный аэропорт Шереметьево все это время обеспе­чивал условия для нормальной работы и никоим образом не пре­тендовал и не претендует на бизнес компании.

Представленная в ряде публика­ций информация о наличии спорных правоотношений между г. Москва и Московской областью по поводу установления границ территорий города и области ставит своей целью ввести в заблуждение читате­лей по сути правоотношений между субъектами РФ и ОАО «Междуна­родный аэропорт Шереметьево». Территория, на которой расположен аэропорт Шереметьево, полностью входит в административные грани­цы Химкинского района Московской области.

Федеральное агентство по уп­равлению федеральным имущес­твом предпринимает необходимые действия, в соответствии с законо­дательством РФ, по наведению по­рядка на территории, принадлежа­щей государству и самовольно за­строенной объектами ОАО «Шере­метьево-Карго».

Международный аэропорт Ше­реметьево во всех судебных спорах между ОАО «Шереметьево-Карго» и сторонними организациями высту­пает в качестве третьего лица. При этом аэропорт Шереметьево не вы­ступил инициатором ни одного су­дебного иска к ОАО «Шереметьево-Карго».

ОАО «Шереметьево-Карго» умыш­ленно искажает суть спорных пра­воотношений с ОАО «Международ­ный аэропорт Шереметьево», пере­водя акцент на создание неблаго­приятного информационного клима­та вокруг аэропорта Шереметьево.

Со своей стороны Международ­ный аэропорт Шереметьево, обес­печивая авиационную и техноло­гическую безопасность, требует от всех подрядчиков, концессионе­ров и партнеров соблюдения требо­ваний безопасности на подведом­ственной территории.

ВЫШЕ СУДЬИ -ТОЛЬКО ГОСПОДЬ БОГ

Комментируя ситуацию, адвокат МКА «Николаев и партнеры» Петр Домбровицкий позволил себе неко­торое лирическое отступление. Он сказал нам: «Анализируя свою прак­тику и практику своих коллег, мне кажется, что профессия «юрист», «адвокат», возможно, скоро в Рос­сийской Федерации будет не вос­требована,   поскольку   судебная

власть превращается в подобие рус­ской рулетки. Чтобы решить юриди­ческую проблему наших клиентов, нам приходится превращаться в лю­бых других специалистов, например, в пиарщиков, когда мы рекомендуем клиентам придать гласности их су­дебный проект, обратиться к прессе или, как в случае, о котором мы го­ворим, с открытым письмом к Пре­зиденту РФ или главе профильного министерства. Я не буду оригиналь­ным, если скажу, что все эти симп­томы говорят о тяжелой болезни судебной системы Российской Фе­дерации, особенно в ее арбитраж­ной части. Подобные ситуации -симптомы недоверия суду. Эта бо­лезнь сложилась не сейчас, она до­сталась нам с постперестроечных времен. Но, вероятно, именно сей­час уже надо задуматься об излече­нии».

Возвращаясь к предмету разго­вора, Петр Домбровицкий заметил, что «к большому сожалению, зе­мельное законодательство в Рос­сийской Федерации крайне рас­плывчато, недоработано, несовер­шенно, т.к. решение многих вопро­сов отдано фактически на откуп местным властям субъектов Феде­рации. В юридической практике имеется много примеров, когда аналогичные споры о земле реша­лись судами исключительно в поль­зу администрации. А в таких эко­номически перспективных регионах, как Москва и Московская область, юристам работать особенно сложно. Если обратиться за примерами к за­рубежной практике таких дел, то здесь какие-либо аналогии провести вообще сложно, ведь данная ситуа­ция - это исключительно россий­ское ноу-хау. В цивилизованном и правовом государстве, к идеалам которого мы стремимся, подобная практика недопустима. Зарубежная практика подобных споров показы­вает, что ни одна из сторон не по­мышляет привлекать на свою сто­рону административный ресурс вла­сти, ибо суды абсолютно незави­симы. Любое привлечение админи­стративного ресурса на сторону той или иной стороны рассматривает­ся как прямое вмешательство влас­ти в судебное разбирательство. А в Америке, как вы знаете, в ходу поговорка: «Выше судьи - только Господь Бог». В результате, по мне­нию юриста, апелляция проигры­вающей стороны в министерство не принесет ей весомых юридических дивидендов».

P.S.

Таким образом, очевидно, что си­туация вокруг активов «Ш-К» скла­дывается весьма сложная и проти­воречивая. Мы постарались объек­тивно представить позицию обеих сторон.

Поневоле проникаешься мыс­лями, что у нас еще в ходу повадки эпохи Дикого Запада. Время неукос­нительной, строгой, четкой и ясной законности пока не пришло.

Очевидно и то, что если даже ис­ключить момент нечестной кон­курентной борьбы с использова­нием государственного ресурса, которую отрицают представители ОАО «МАШ», - наши госструктуры борются как всегда не с причиной, а со следствием. Представители ФАУФИ, якобы пытаясь восстано­вить справедливость в интересах государства, не желают замечать и решать главную проблему терри­ториальной принадлежности зоны аэропорта Шереметьево. Кроме того, не понятно, почему же чинов­ники в интересах государства всегда ратуют за разрушение, особенно если речь идет об успешно фун­кционирующем бизнесе (вспомним недавний опыт Домодедово). Может, все-таки стоит обратиться к более цивилизованным и конструктивным способам решения проблем? В про­тивном случае наша авиационная отрасль, не успев подняться, будет попросту разрушена под лозунгом интересов государства.

Елена МИНГАРЕЕВА

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com