Когда нам праздновать день России?
 

Статистика

Пользователей : 3
Статей : 351
Просмотрено статей : 591749
Втоpая жизнь солдата
12.02.09 21:47

Сергей Беленко широкоскул и улыбчив. На людей смотрит приветливо, открыто. Любит шутки, смеется заразительно. Строит планы и мечтает о спортивных рекордах. Ему двадцать три, а значит, впереди целая жизнь. Такая же, как у всех. Вернее, почти такая же. Сергей Беленко - инвалид. Теперь любое спортивное достижение для него - маленький подвиг.

- Это случилось в Чечне четыре года назад. Сергей служил в мотострелковом полку наводчиком-оператором боевой машины пехоты.

- Наш батальон, - вспоминает Беленко, - укомплектованный, в основном, контрактниками, нес службу в охранении. Почти полгода после прибытия в группировку мы не участвовали ни в каких поисковых мероприятиях. Но в один прекрасный день стали сопровождать автоколонны Центроподвоза. И полусонная наша жизнь сразу пошла веселее…

БМП-2, в экипаж которой входил и Сергей, в сентябре 2000 года перенацелили: приказали обеспечивать работу разведчиков. Именно тех, кто постоянно ходит в рейды, отслеживает и уничтожает чеченских боевиков, разыскивает бандитских главарей.

Новая боевая задача мотострелкам пришлась по душе. За напряжением тех дней Сергей и не заметил, как его действительная военная служба подошла к концу. Официально ее срок истекал 23 октября. Однако уволиться в запас день в день не удалось.

Причин, как объясняет Сергей, было две. Во-первых, увольняемых из Объединенной группировки войск в те времена отправляли "вертушками" в Моздок два раза в неделю. И ближайший "борт" ожидался 25-го. Во-вторых, ему на замену никто в подразделение с "большой земли" не прибыл. И ротному пришлось в срочном порядке готовить нового наводчика-оператора на месте. Так что отпустить Беленко раньше 25-го он никак не мог.

22 октября БМП-2, в экипаже которой служил Сергей, доставила разведчиков в Аргунское ущелье, а рано утром 23 октября, приняв их на броню, устремилась в сторону Грозного. За узкой и стремительной бронированной машиной еле-еле поспевал мощный армейский КамАЗ.

- На нашем БМП, - вспоминает с улыбкой Сергей Беленко, - механик-водитель был настоящий чудила. Все время норовил ямы и мосты не проехать, а перелететь. Медленной езды не переносил физически.

В общем, около 8 часов утра маленькая армейская колонна прошла чуть ли не половину пути. Однако дойти до пункта назначения все-таки не удалось. За большим чеченским селом Старые Атаги под БМП-2 сработал мощный фугас. И этот взрыв разделил жизнь Сергея на две неравные части.

- Я сидел на штатном месте в башне и сначала не понял, что произошло, - рассказывает Беленко, - БМП резко тряхнуло, бросив меня на правый борт. Подумал, что это наш механик-водитель опять начудил. Но потом вдруг увидел на снарядной ленте, тянущейся к автоматической пушке, свою свисающую левую ногу. Правая нога оказалась неестественно задрана, и на ней лопнул кирзовый сапог.

Все это пронеслось и запечатлелось в сознании в какие-то мгновения, а потом тело Сергея и весь мир заполнились глобальной, непереносимой болью.

Командир разведчиков, спустившись в башню и оценив ситуацию, быстро вколол раненому Беленко болеутоляющий укол, выводя его из болевого шока, и стал отдавать распоряжения, чтобы всех пострадавших от взрыва срочно грузили в кузов КамАЗа.

Сознание Сергей потерял на операционном столе полкового медпункта. Потом были новые операции и перелеты в Моздок, Владикавказ, Ростов-на-Дону и Москву.

О тех днях Сергей вспоминает неохотно. Когда понял, что остался без обеих ног, впервые впал в депрессию. Он ведь до армии играл пять лет защитником в таганрогском футбольном клубе "Металлург" и всерьез подумывал о футбольной карьере. Теперь от нее пришлось отказаться.

Не получится из него и техник-дорожник. Эту специальность Сергей приобрел в Таганрогском строительном техникуме. Не строят у нас городские пути сообщения безногие. Нужно заново начинать жизнь. Или заканчивать…

Впрочем, как признается Сергей, мысль о смерти, возникнув только раз, была противной его покалеченному молодому телу. Он не хотел уходить из жизни, он не знал, как ее продолжить.

Сегодня Беленко с огромной теплотой вспоминает врачей 32-го Центрального военно-морского клинического госпиталя и особенно заместителя начальника по воспитательной работе полковника медицинской службы Андрея Майстренко. Андрей Евгеньевич не был сторонником долгих бесед по душам. Покалеченных войной ребят он окружал такой повседневной заботой, что душевные и физические раны им уже не казались катастрофическими. Майстренко находил в Москве спонсоров, которые приобретали раненым удобные инвалидные коляски и дорогие немецкие протезы. И вот уже те, кто вчера был прикован к постели, вставал на новые "ноги". И будущее вновь начинало рисоваться светлыми красками.

Когда Сергей уезжал из госпиталя домой, Майстренко подробно объяснил ему, какими льготами он теперь располагает и куда надо обратиться, чтобы их получить.

Беленко уехал, а вслед полетело письмо в администрацию Таганрога одного из депутатов Государственной Думы России, организованное Андреем Евгеньевичем, в котором была просьба оказать содействие покалеченному солдату, рассмотреть оперативно вопросы о выделении ему специально оборудованного автомобиля для инвалидов и квартиры.

Возможно, это письмо сыграло какую-то положительную роль. В отделе социальной защиты администрации города отнеслись к молодому инвалиду внимательно. Нет, ему не дали тут же квартиру, его поставили в очередь на нее. Однако срок ожидания не растянулся на долгие годы. Уже через год Беленко выделили средства для приобретения жилья, а вскоре опробовал Сергей и новенькую специально оборудованную "Оку".

Бытовые вопросы - весьма важная составляющая жизни инвалида. Но есть еще одна, может быть, главная составляющая. Речь о том, ради чего человеку с ограниченными возможностями здоровья нужно жить.

Российское общество, по мнению Беленко, еще не научилось относиться к инвалидам, как к нормальным людям. Его друг, тоже Сергей, в результате неуставных отношений получил в армии травму позвоночника. Теперь он - инвалид-колясочник. Ноги, руки не работают, а вот голова варит прекрасно.

Друг Беленко увлекался радиотехникой и решил поступить в Таганрогский государственный радиотехнический университет. В своей инвалидной коляске он подъехал к зданию университета как раз в тот момент, когда там закончились занятия. Студенты с шумом и смехом выходили на улицу и - замолкали, увидев сидящего в коляске инвалида.

- Они окружили его и рассматривали, как на пришельца из другого мира, - рассказывал Сергей. - Они не понимали, что такой инвалид тоже имеет право учиться.

Беленко с тех пор больше не появляется на улице в инвалидной коляске. Ходит на протезах с тростью, а если приходится куда-то ехать в троллейбусе или автобусе, то никогда не садится. Говорит, не хочет, чтобы люди знали о его состоянии.

Впрочем, оба Сергея уже научились преодолевать человеческое неприятие. Оба - студенты радиотехнического университета, оба с оптимизмом смотрят в будущее.

Сергей Беленко кроме того, серьезно занялся плаванием. В городе есть секция по плаванию для людей с дефектами опорно-двигательного аппарата. Первый раз плюхнулся в воду, как поплавок. Через год упорных тренировок выиграл Чемпионат России по плаванию среди спортсменов-инвалидов. Теперь мечтает стать паролимпийским чемпионом.

- Наверное, плавание - главное дело моей жизни, - признается Сергей. Он считает, что без него вряд ли бы обрел сегодняшнюю уверенность в себе и бодрость духа. Но мне почему-то кажется, что не будь плавания, этот веселый парень все равно бы нашел дело, ставшее "главным в жизни". Его душа открыта людям, его ум не потерял ясность и свежесть даже после пережитой трагедии.

Кстати говоря, Сергей Беленко вырос в дружной многодетной семье. У его отца Юрия Николаевича и мамы Светланы Ивановны шестеро детей. Их нынешняя поддержка весьма важна Сергею. Но что любопытно: все они уверены, раз Сергей решил стать паролимпийским чемпионом - обязательно станет. Такой уж у него характер. И это на всю жизнь.

Александр Агафонов Ссылка: http://www.lovecafe.ru:80/cafe/modules.php?name=L_Spektr&file=02

 
© 2009-2011 Под крылом «Шереметьево-Карго» | E-mail | LiveJournal.com